Коронавирус сильно всколыхнул мир и прямо или косвенно, в краткосрочном или долгосрочном плане оказывает влияние на многие сферы человеческой жизни. В сложившейся ситуации люди склонны поддаваться массовой панике и скупать все подряд в надежде пережить кризис с минимальными потерями. Это касается даже покупки средств гигиены, которые полностью исчезли с прилавков буквально в первые дни эпидемии.
Ажиотаж с туалетной бумагой в мире
Вследствие коллективных панических настроений граждане разных стран ринулись в магазины, чтобы сделать стратегические запасы туалетной бумаги. Примечательно, что бум таких покупок наблюдался в наиболее развитых странах – Японии, США. В Гонконге даже были зафиксированы хищения пресловутого товара вооруженными грабителями.
В Австралии после известия о первом летальном случае от COVID-19 магазинные полки с бумажными рулонами мгновенно опустели. Целлюлозная продукция моментально подскочила в цене, ее даже разыгрывали в лотереях на радиостанциях. Разумеется, возникший дефицит обратил взоры населения на те места, где бумага была в свободном доступе – общественные туалеты, уборные. Присвоение общего добра на постсоветском пространстве – дело обыденное, а вот жителям Мельбурна и Сиднея пришлось ломать стереотипы.
Компания Kleenex, которая специализируется на производстве упоминаемой продукции, вынуждена круглосуточно эксплуатировать производственные линии. Сотрудникам предприятия остается пожелать выдержки, тем более что официальные власти отрицают возможность тотального дефицита.
Объяснение феномена с точки зрения психологии
Специалисты в области потребительской психологии определили такое поведение как «очевидно иррациональное». Они отмечают проявление стадного инстинкта, который был «подогрет» телевизионными новостями и социальными сетями.
Эксперты высказали такие мнения:
- «Обостряется синдром упущенной выгоды. Если кто-то покупает и сосед тоже, значит это обосновано, следовательно, мне также необходимо покупать» (Нитика Гарг – профессор Университета Нового Южного Уэльса).
- «То, что происходит, отражает урбанизированное общество, которое значительно зависит от современного удобства» (Рохан Миллер – доктор Сиднейского университета).
- «Во время пандемии у людей повышена чувствительность к отвращению. Туалетная бумага – лучшее оружие против отвратных вещей. Это символ победы над ними» (Стивен Тейлор – профессор Университета Британской Колумбии, автор книги Психология Пандемий).
- «Все мы спим, едим, ходим в туалет – это наши базовые потребности. Людей успокаивает, что она (бумага) просто есть» (Мэри Алворд – психолог).
Как действовать рационально
Совет для оказавшихся в такой ситуации простой и универсальный: следует попытаться игнорировать негатив, хотя бы не заострять на нем внимание, не строить мрачные прогнозы и не «примерять» все худшее на себе. Плюсы есть у каждого индивида, на них и рекомендуется концентрироваться.
Чтобы минимизировать страх, необходимо больше действовать. Прежде всего проводить профилактику: соблюдать правила личной гигиены.
Многие страны Евросоюза ощутили на себе карантинные меры, а основная масса паникующих умерила свой пыл и перестала сметать с прилавков стратегические товары. Что касается конкретно туалетной бумаги, то в среднем на 2 недели мужчине достаточно 1,5 рулона, а женщине – 2. Не стоит скупать ее впрок огромными упаковками.
Во многих странах туалетная бумага внезапно стала особо значимым товаром. Люди почувствовали угрозу своему благополучию и боятся лишиться этого ежедневного предмета роскоши. Но нужно бороться со страхом, а не бездумно опустошать магазины.
У нас почти всегда поднимают панику словно перед Апокалипсисом. Как будто покупки сверх меры спасут от болезни.
Как объясняет преподаватель из Школы общественного здравоохранения и социальной работы технологического университета Квинсленда Ники Эдвардс, запасы туалетной бумаги связаны с ощущением контроля.