Разговоры о том, что мир больше не будет прежним, порядком поднадоели, ведь они не дают никакой конкретики в том плане, как жить в этом новом мире с его более чем жесткими условиями существования. И прежде всего такими вопросами задаются владельцы малого бизнеса, деятельность которых может в любой момент вновь подвергнуться жестким карантинным ограничениям. Что ж, такая озабоченность вполне обоснована, ведь даже один день простоя чреват колоссальными убытками.
Торговля и сфера обслуживания
Взять хотя бы не самый крупный торгово-развлекательный центр, расположенный не в городской черте, а в примыкающих к столице пригородах. Возможно, кто-то удивится, но день простоя обойдется его владельцу в среднем в 155 млн российских рублей. Несладко приходится и арендаторам магазинов, которые могут терять в сутки от 40 до 100 тыс. в зависимости от дня недели и места расположения торговых точек.
В карантин закрываются даже цветочные магазины, ведь кому нужны букеты, если все сидят по домам, боясь носа высунуть на улицу, да и службы доставки работают бесперебойно. А между тем и этот бизнес терпит колоссальные убытки, исчисляемые 30-40 тыс. в сутки. Где-то рядом расположился и общепит, ведь шутка ли, в день даже самое скромное кафе теряет от 100 до 200 тыс. И речь идет не о чистом доходе, а о его сумме с расходами, притом что размер последних практически всегда превышает первые.
Но пандемия беспощадна, она вешает замки не только на общепиты и магазины, но и на парикмахерские и салоны красоты, в результате чего привыкшие к ним клиенты вынуждены в экстренном порядке вспоминать навыки самостоятельного приведения в порядок собственной внешности. Туго приходится и владельцам такого бизнеса, которые теряют от 50 до 100 тыс. рублей за одни только сутки карантинного простоя.
Развлечения и туризм
Еще одна боль россиян, избалованных условными Турциями с Египтами, – это закрытые внешние границы. Однако все это сущие мелочи по сравнению с теми проблемами, которые приносят подобные меры турагентам и туроператорам. А если учесть, какое количество человек было задействовано в этом бизнесе в России и за рубежом, то и вовсе волосы встают дыбом, ведь это не одна сотня тысяч человек.
А ведь есть еще обязательства перед клиентами, которые еще в начале года набрали путевок по раннему бронированию, в итоге оставшись ни с чем или с неясными перспективами переносов. Очевидно, что этот кризис переживут далеко не все компании, о чем уже сейчас вполне открыто заявляют многие их представители.
Что же касается тех, кто не успел или не собирался лететь за границу, то на первый взгляд может показаться, что им проще всего. Но это не совсем так, если учесть, что практически все развлечения остаются недоступными из-за ограничений, несмотря на их частичное послабление и наступившее лето.
И даже если рассматривать популярные столичные музеи, то их ежедневные убытки колеблются в диапазоне от 1,3 до 6,7 млн руб.
Ситуация в других секторах малого бизнеса
А ведь страдают не только перечисленные, но и многие другие сферы. Транспорт, детские развлекательные центры, курортные зоны, для которых теперь вообще были выработаны практически невыполнимые правила для обслуживания клиентов – общие убытки колоссальны.
Да что там говорить, если только по официальным данным на конец мая ущерб понесло не менее 67% от всех российских компаний.
Есть ли какой-то выход из непростой ситуации? Если позволяет специфика бизнеса, предприниматели налаживают инструменты удаленной работы или рассматривают переориентацию деятельности. Можно попытаться оформить кредитные каникулы и отсрочку по арендным платежам, получить деньги на поддержку бизнеса от государства.
Однако эти меры не всегда дают ощутимый результат. Поэтому на данный момент закрылись более 30 тысяч индивидуальных предпринимателей и более сотни малых компаний. К сожалению, эта тенденция не исчерпала себя и стоит ждать закрытия еще части предприятий малого и среднего бизнеса.