В связи с мировым кризисом, который усугубляется проблемами российской экономики, под удар попали целые хозяйственные отрасли. В частности, огромный ущерб несут транспортные предприятия. По мнению экспертов, часть из них без внешней поддержки обречена на закрытие.
Кризис 2020 и ситуация в транспортной сфере
Для многих предпринимателей 2020 год стал неудачным, поскольку пандемия коронавируса спровоцировала обвал мировой экономики. Российских предпринимателей кризис также не обошел стороной, ударив с особой силой по рынку перевозок. Многие эксперты сходятся во мнении, что ситуация в 2020 году будет критической и вынудит самые уязвимые компании закрыться.
По словам владельца транспортной фирмы «ЛидерТранс» Михаила Устюжанина, сложившиеся обстоятельства чем-то напоминают кризис 2014-2015 годов. В тот период нефть стала дешеветь, а валюта, наоборот, дорожать.
Сейчас картину усугубляет всеобщая паника, вызванная коронавирусом. Большая часть экономики остановилась, что приводит к падению потребления. В итоге интенсивность перевозок значительно снижается.
Однако Устюжанин придерживается оптимистичного сценария, даже при повышении курса доллара до 90-100 рублей. Если он продержится на таком уровне примерно 6-12 месяцев, то крупные перевозчики смогут к нему адаптироваться. Однако небольшие фирмы столкнутся с серьезными проблемами и вряд ли выстоят, особенно те, кто закредитован.
Людмила Симонова, управляющий партнер M.A. Research, отмечает рост заказов у автоперевозчиков по итогам трех первых месяцев года. Железнодорожное сообщение в настоящий момент приостановлено, поэтому весь тоннаж и товарооборот достается транспортным компаниям. В отдельных случаях улучшение составляет целых 15%, что неплохо для кризиса.
Менее оптимистичный прогноз кандидат экономических наук дает международникам, поскольку цепочка поставок разорвалась, и объемы перевозок сократились. Но вот на внутреннем рынке ситуация не выглядит настолько удручающей, главное – сохранить инвестиционную составляющую (например, масштабные национальные проекты и связанные с ними перевозки стройматериалов). Сложность для транспортных фирм заключается в девальвации рубля, что вызовет повышение цен на технику и запчасти.
Наиболее пострадавшие компании
Международные рейтинговые агентства пытаются просчитать убытки различных компаний и спрогнозировать, кто из представителей транспортного сектора наиболее уязвим. По мнению аналитиков Moody’s, в опасном положении оказались 6 компаний:
- DME Limited – объединение компаний, которые курируют инфраструктуру аэропорта Домодедово.
- Федеральная пассажирская компания (ФПК) – дочернее предприятие РЖД, которое сконцентрировано на перевозке пассажиров и багажа;
- O1 Properties – инвестиционная компания, владеющая несколькими бизнес-центрами в центре Москвы;
- LLC ROLF – автодилер, руководители которого сейчас подозреваются в незаконных операциях с валютой;
- Globaltrans Investment PLC – собственник оператора железнодорожных грузоперевозок «Новая перевозочная компания»;
- TransContainer PJSC – считается самым масштабным оператором железнодорожных контейнерных перевозок на территории России.
По мнению аналитиков, высокую устойчивость к кризису показали 535 компаний, 37% оказались умеренно уязвимыми. Большое число перевозчиков имеет высокий запас ликвидности, который поможет продолжить обслуживание клиентов без привлечения сторонних источников финансирования.
Многие транспортные компании столкнулись с падением спроса на перевозки, особенно международные. Остановка экономики заставит часть небольших компаний уйти с рынка, так как у них нет большой финансовой подушки.