Сюжет испанской киноленты основан дневниках и рассказах Франсиско Боикса Кампо (Марио Касас). Мужчина попал в немецкий концентрационный лагерь по политическим мотивам. Впоследствии фотограф стал одним из свидетелей на процессах над нацистами, предоставил трибуналу негативы с доказательствами военных преступлений.
Режиссер «Фотографа из Маутхаузена» Мар Таргарона, авторы сценария Роджер Данес и Альфред Перес Фаргас, оператор Айтор Манчола, монтаж выполнил Хосе Луис Ромеу, хронометраж 110 минут.
Фотограф из Маутхаузена — это прозвище, которое получил главный герой после освобождения от нацистского плена. Франсиско Боикс (или Буа) был сторонником республики, участвовал в гражданской войне на стороне второго испанского правительства.
После победы националистов и утверждения власти Франко ветерана выслали во Францию. Имущество конфисковали, что вынудило мужчину записаться в Иностранный легион. Подразделение потерпело поражение в ходе боев против немецкой армии (1940 год), сложило оружие.
Буа отправили в концентрационный лагерь Маутхаузен вместе с 7000 других испанцев, не согласных с националистическими догмами. Попавшие в заключение военные не были евреями: преследования объяснялись политической неблагонадежности людей (к тому же солдат с хорошей подготовкой).
Кампо привлекли к работе в фотоателье огромной тюрьмы. Обязанности включали документирование текущих событий и создание пропагандистских фотографий. Но, мужчина также фиксировал преступления немцев и сохранял негативы в тайниках.
Другие заключенные поддерживали Франсиско, не смотря на угрозу для собственных жизней. Лагерем управлял строгий комендант Франц Цирайс (Стефан Вайнерт). Фотографии послужили доказательствами преступлений на Нюрнбергском процессе, также помогли уличить некоторых представителей высшего руководства рейха в причастности к политическим репрессиям.
Например, Эрнст Кальтенбруннер отрицал свою роль в холокосте (австриец, высший офицер СС). Тематическую музыку к картине написал композитор Диего Наварро. Его творения можно услышать в таких фильмах, как «Другие: Проклятие кукушки» и «В сердце пустоши».
Не все немецкие чиновники одобряли репрессии. На поддержание концентрационных лагерей и охоту за неблагонадежными уходили значительные ресурсы, которых воюющей на два фронта Германии не хватало. Но, многие видели в политическом и расовом геноциде возможность заработать, поучаствовать в освоении огромных денежных сумм.
Также служба в СС была гораздо безопаснее исполнения долга на передовой. Некоторые солдаты переходили в карательные подразделения, чтобы избежать отправки на фронт.