Дагестан строит дорогу в Грузию

В конце 2013 года правительством Рамазана Абдулатипова была озвучена идея строительства Аваро-Кахетинской дороги. Уже к августу 2014 года перед общественностью Дагестана был положен ее проект. По нему планировалось строительство 85 км автодороги, 25 мостов и 5 туннелей в аварских районах. Аваро-Кахетинская дорога изначально была призвана связать высокогорные дагестанские районы с Закавказьем. Еще в 19 веке данная дорога считалась стратегически важной, прежде всего, с военной стороны. Со стороны экономической она также представляла собой особую ценность ввиду того, что являлась самой короткой дорогой между Дагестаном и Грузией.

В июле 2014 года в Махачкале прошел «круглый стол» посвященный строительству Аваро-Кахетинской дороги, на котором руководитель «Дагестанавтодора» Загир Хучбаров заявил, что на осуществление данного проекта будет потрачено 30 млрд. рублей. «Начинали строить дорогу трижды – в 1860, 1885 и в 1891 годах. Но потом началось строительство железной дороги по берегу Каспийского моря, и о Аваро-Кахетинской дороге забыли. Когда же началась первая мировая война, о дороге пришлось вспомнить снова. Решено было в случае опасности на турецком фронте именно по этому пути эвакуировать Тифлис», – говорит научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук и института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Патимат Тахнаева. По мнению эксперта, «Аваро-Кахетинская дорога является одной из важнейших магистралей в Горном Дагестане и будет иметь большое социально-экономическое значение для республики». «Правительству же нужно теперь позаботиться об устройстве дороги, которая связывала Дагестан с Тифлисскою губернией», — говорится в архивном документе 1850-х гг. Впрочем, осуществить эту идею ни империи, ни ее преемникам не удалось. Аваро-Кахетинская дорога превратилась в долгострой. Несомненно, данный проект по своему масштабу и значимости, является колоссальным, так как обеспечит дополнительный стимул для горных районов, что в свою очередь предотвратит тот катастрофический масштаб оттока населения из труднодоступных районов Дагестана.

А пока государство судит да рядит, житель селения Бежта Магомед Кебедов начал строить эту дорогу на свои собственные средства. Взялся он за этот стратегический проект еще 25 лет назад, в 1987 году. То есть, еще при Союзе.

За это время он, покупая средства и технику, возвел 54 км грунтовой дороги шириной четыре метра. Для него трасса от села Бежта в Дагестане через Вантлиашевский перевал до грузинского села Ахалсопели во всех смыслах является «дорогой жизни». Поскольку его предки, жившие в самых отдаленных от Махачкалы бежтинских землях, всегда больше ориентировались на рынки сбыта своей продукции в Грузии, а не в Дагестане. Ведь до Тбилиси от Бежты в три раза ближе, чем до Махачкалы…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделитесь в сетях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *