В России готовятся изменить порядок избрания мировых судей и передать эти полномочия в центр

Конституция России провозглашает принцип разделения властей как на федеральном так и на региональном уровнях власти. На деле в субъектах РФ региональная судебная власть представлена лишь в 20% регионов страны Конституционными (Уставными) судами (при этом имеет жесткую тенденцию к свертыванию), да еще региональные парламенты избирали мировых судей. Например, недавно прекратили свое существования подобные суды в Челябинской области и Бурятии.

1 июня в Москве пройдут слушания в Совете Судей РФ по изменению законодательства. В Администрацию Президента России попал проект Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации».

Мы попросили прокомментировать грядущие революционные для судейского корпуса изменения председателя Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, члена Президиума Совета судей РФ, д.ю.н., профессора, заслуженного юриста РФ Александра Цалиева:

«Первоначально субъекты РФ были лишены судебной власти Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», коим все суды, начиная с районного уровня, были признаны федеральными, несмотря на существующую в федеративных государствах практику отнесения к федеральным судам только судов высших судебных инстанций.

Члены Совета Федерации в свое время два раза голосовали против принятия данного Закона, но благодаря усилиям Президента Б. Ельцина он был принят после третьего голосования, проведенного впервые путем письменного опроса членов Совета Федерации. Однако и после этого 16 руководителей субъектов РФ, обратились в Конституционный Суд РФ на предмет соответствия Конституции РФ данного Закона, полагая, что он игнорирует федеративное устройство государства, вводит централизацию судов, лишает субъекты РФ судебной власти, хотя согласно ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод, а также кадры судебных органов находится в совместном ведении федерального центра и регионов. Конституционный Суд РФ решил, что в данном случае Конституция РФ не нарушается.

Напомню, что даже в унитарной царской России, в национальных окраинах судебная власть была представлена разнообразными судами, имеющими разные юрисдикции. Так, на Северном Кавказе судебную власть, кроме системы российских государственных судов, представляли сельские суды, горские словесные суды, посреднические (третейские) суды, а также шариатские суды. За исключением первых, все они избирались населением.

Судебные функции выполняли также различные национальные общественные институты, осуществлявшие правосудие на основе норм обычного права и традиций. Например, в Осетии, согласно обычному праву, правосудие осуществлялось таким публичным институтом власти как «Ныхас» («совет», «собрание»). Он избирался населением в каждом селе, районе, на общенациональном уровне. Указанные институты судебной власти осуществляли правосудие на основе норм обычного права, принимая решение по совести и отдавая приоритет нравственным началам, обычаям и традициям.

Ныне чтобы полностью не лишать регионы судебной власти и соблюсти на этом уровне конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви власти, а также учитывая ст. 72 Конституции РФ о предметах и полномочиях совместного ведения между Российской Федерации и ее субъектами, Законом о судебной системе была предусмотрена возможность образования в субъектах РФ конституционных (уставных) судов и мировых судей. Межу тем, первые образованы лишь в 16 субъектах РФ, поэтому по существу региональную судебную власть представляют мировые судьи.

Имея это в виду, представляется неверным предложение некоторых членов судейского сообщества в проекте Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», об исключении мировых судей из числа судов субъектов РФ и придания им статуса федеральных судов. С этим категорически нельзя согласиться, поскольку, во-первых, народ, как источник власти, как непосредственно, так и опосредованно через своих депутатов, практически отстраняется от формирования судейского корпуса даже на уровне мировых судей. Во-вторых, очередной раз предпринимается попытка проигнорировать ст.72 Конституции РФ, согласно которой защита прав и свобод и кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В-третьих, ограничиваются полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ в части правового регулирования некоторых вопросов организации деятельности мировых судей и их избрания. В-четвертых, организацию мировой юстиции в свое время мотивировали и обосновывали необходимостью развития судебного федерализма и предоставлением возможности субъектам РФ создавать собственные судебные органы.

В настоящее время в случае принятия предложенного законопроекта субъекты РФ окончательно остаются без судебной власти. Одним словом, вместо обещанной федерализации судов снова предлагается их централизация, но насколько это согласуется с рациональной организацией судебной власти в федеративном государстве?»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделитесь в сетях!
Leave a Reply

(required)

(required)