Чудо обретения надвратных образов Московского Кремля накануне Великой Победы

На Руси издавна существовал обычай помещать святую икону на воротах, ведущих в город. Терять ее считалось дурным знаком, а обретать – чудом. За этим чудесным обретением Московского Кремля наверняка последуют и новые открытия в Отечественной истории. Рассказывают «Новости культуры».

На языке архитекторов прямоугольники на кремлевских башнях называются – «конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты». Почему они такие явные? Этим вопросом вот уже несколько десятилетий мало кто задавался. Икон не существовало – так принято было считать в советские годы. Никто и не предполагал, что в стране разбушевавшегося атеизма, чтобы сохранить иконы, их могли спрятать.

В ноябре 1917 года Московский Кремль серьезно пострадал при артобстреле. Епископ Камчатский Нестор на Священном Соборе констатировал: не сохранилось ни одного полностью уцелевшего храма, разрушены башни, поруганы иконы.

«Спасская башня сильно пострадала. Были прямые попадания снарядов, остановились Кремлевские Куранты, сильно пострадал образ Спасителя, киот и сени над образом», – рассказывает первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта Михаил Якушев.

Когда в 1812 году Никольскую башню взорвали войска Наполеона, она была разрушена наполовину – до уровня образа святого Николая Угодника. Еще тогда в народе заговорили о том, что икона чудотворная. Почти через сто лет большевики расстреляли образ святителя – вокруг его главы и плеч можно было видеть пулевые ранения. Тогда в народе появились иконки «Николы Раненого».

«После избрания патриарха в 1918 году народ шел к этим образам. Новой власти – как писал Нестор, самозваной – было трудно видеть, что народ тянется к этим иконам. И поэтому был приказ задрапировать эти иконы красным кумачом», – продолжает Михаил Якушев.

Разумеется, новой власти было неуютно править в полуразрушенном Кремле. Специально образованная комиссия под руководством Игоря Грабаря должна восстановить то, что недавно было собственноручно разрушено, и решить судьбу икон и образов, монастырей и храмов.

«К сожалению, у нас пока нет на руках документов, подтверждающих то, что был отдан специальный приказ о замуровании икон. В 1920-х годах еще проводились реставрационные работы, но мы не знаем, каким образом сохранилась икона Спасителя на Спасской башне и Николая Можайского на Никольской башне, что с ними стало по документам», – отмечает Михаил Якушев.

Несколько лет назад эксперты высказывали предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях не были утрачены и сохранились в киотах под слоем штукатурки. Только сейчас стало возможным провести зондаж двух киотов. Гипотеза подтвердилась. Ученые предполагают: на Спасской башне – икона Спасителя с припавшими к его ногам Сергием и Варлаамом, на Никольской – фреска конца XV – начала XVI веков.

«Тот факт, что мы до сих пор не нашли свидетельств о сокрытии икон, наталкивает нас на мысль, что ученые много сделали для того, чтобы у последующих поколений не возникло вопросов о возможном их сохранении», – добавляет первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта.

Обнаружить, раскрыть, законсервировать и показать людям Николу Раненого в год 90-летия исхода русской армии из Крыма – символично. Ведь фотоснимок именно этого образа после кровавых событий октября 1917 был передан патриархом Тихоном адмиралу Колчаку, и именно он стал символом белой эмиграции.

Последняя редакция от 11.05.2010
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделитесь в сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Максимальный размер файла: 9 MB.
Вы можете загрузить изображения