В Кремле Пскова с аншлагом и грандиозным успехом прозвучала опера «Псковитянка»

Большой театр показал оперу Римского-Корсакова «Псковитянка» в уникальных декорациях Псковского кремля. Как сообщил 21 июля на пресс-конференции генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов, премьера масштабной постановки состоится 22 июля. Она приурочена к празднованию Дня города Пскова и 66-й годовщине освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков.

На своей «исторической родине» сегодня впервые предстанет «Псковитянка». Знаменитую оперу Николая Римского-Корсакова сыграют в Псковском кремле, на территории которого и разворачиваются события, воспетые классиком русской музыки. Именно на этой древней земле пять столетий назад именно это событие практически завершило централизацию русских земель. К тем далеким временам и возвращает сюжет «Псковитянки». Сложный, полный драматизма исторический выбор между псковской вольницей и единым государством был сделан псковичами в пользу Москвы, что стало лейтмотивом финальных сцен оперы. Ее действие, согласно авторскому замыслу, разворачивается в Пскове, в том числе и на вечевой площади кремля, в 1570 году. В постановке занято более 700 человек. Это ведущие солисты, хор, оркестр Большого театра. Разумеется, без петербуржцев тоже не обошлось: режиссером спектакля выступил Юрий Лаптев, а на роль Ивана Грозного был приглашен солист Мариинского театра Алексей Тановицкий. Из разных городов страны собрана настоящая конница с 17 наездниками, облаченными в подлинные рыцарские доспехи, вес которых подчас достигает 40 кг. И носить их надо при 35-градусной жаре, установившейся в Пскове. Но это, как выяснилось, не главная проблема. Для оперного уличного спектакля на первый план выдвигаются акустические трудности. Преодолеть звуковые провалы – задача куда более серьезная.

«В этом смысле у нас опыт еще невелик», — посетовал в интервью генеральный продюсер проекта Давид Смелянский. Кстати, ему принадлежит идея и предыдущей постановки, осуществленной Большим театром в естественных декорациях. Она также была посвящена Пскову. В 2002 году отмечалось 1100 лет со дня его основания. И в честь этого события Большой сыграл «Бориса Годунова» в Пушкиногорье у стен Святогорского монастыря. Спектакль произвел неизгладимое впечатление на местных жителей, получил широкий общественный резонанс. Телеканал «Культура» осуществлял трансляцию постановки. «Если дальше все пойдет хорошо, то в обозримом будущем можно было бы организовать в Пскове оперный фестиваль, — мечтает Смелянский. – Но пока надо сыграть премьеру «Псковитянки».

Генеральная репетиция, состоявшаяся в ночь со среды на четверг, подтвердила привлекательность замысла. Трибуны для публики, рассчитанные почти на 4 тысячи мест, были заполнены до отказа. 23 июля в 22.30 состоится единственное премьерное представление «Псковитянки» под открытым небом. А сразу же по окончании спектакля его участники специальным железнодорожным составом отправятся по маршруту: «Псков-Москва». Они и прибывали специальным железнодорожным составом по маршруту: «Москва – Псков».

Чтобы сыграть спектакль на этой заповедной территории, ее пришлось изрядно реконструировать с помощью изобретательно изготовленных декораций, органично вписавшихся в уникальную архитектуру исторического памятника. «К настоящему моменту все строительные работы на сценической площадке полностью завершены, – сообщила исполнительный продюсер проекта Ирина Доманская. – Сооружены и трибуны для публики, рассчитанные почти на четыре тысячи мест». Общий бюджет постановки оперы «Псковитянка» в стенах Псковского кремля составит около 30 миллионов рублей, сообщил губернатор Псковской области Андрей Турчак.

«Псковитянку» покажут для зрителей дважды – 21 июля на генеральной репетиции и 22 июля на премьере. Билеты на спектакли давно исчезли из касс.

Из пятнадцати опер, сочиненных Римским-Корсаковым, «Псковитянка» была первой. Партия Ивана Грозного, исполненная в этой опере великим Шаляпиным, принесла певцу успех у парижской публики. «Псковитянку» очень любил дирижер Евгений Светланов. В 1999 году он поставил оперу в Большом театре, и с тех пор в ГАБТе к ней не обращались. Нынешнюю постановку осуществил режиссер Юрий Лаптев. Музыкальным руководителем и дирижером выступил Александр Поляничко. В главных ролях заняты ведущие солисты Большого театра Вячеслав Почапский, Роман Муравицкий, Максим Пастер, Валерий Гильманов. Партию Ивана Грозного исполняет солист Мариинского театра Алексей Тановицкий, а в образе Псковитянки – внебрачной дочери Ивана Грозного, любимицы Пскова княжны Ольги – предстала звезда ГАБТа Екатерина Щербаченко.

В Псковском кремле минувшим вечером связь с историческим прошлым ощущалась даже острее обычного. Главным украшением крепости, которая иначе называется Кром, стало грандиозное представление под открытым небом. 500 лет назад Псков вошел в состав Московского княжества. О событиях того времени возвышенным языком повествует опера Римского-Корсакова «Псковитянка». Ее представление состоялось в естественных исторических декорациях, прямо на траве перед Троицким кафедральным собором. Рассказывают «Новости культуры».

Самое интересное начинается на закате. Зрители попадают к своим местам через естественные декорации истории – мощные стены Псковского кремля, которые помнят Ивана Грозного. Начало назначено на 22.30 – в это время солнце еще немного видно, но уже сгущается тьма. По замыслу режиссера, Юрия Лаптева, именно такой режим – из света в тьму – поможет правильно понять и саму оперу, и события давних времен, и их значение для Пскова.

«Это ни с чем не сравнимая эмоция и совершенно безумная задача, которую нужно воплотить на сцене. Эта роль – одна из немногих ролей, где невозможно выключиться. Должен все время быть на грани эмоционального не скажу срыва, но точки кипения», – заверяет исполнитель партии Ивана Грозного Алексей Тановицкий.

Для установки декораций и правильного освещения понадобилось шесть грузовиков, каждый из которых вмещает по четыре тонны оборудования. В результате, невозможно было отличить настоящую стену Псковского кремля от декорации. Костюмы – а их не смог сосчитать даже главный костюмер Большого – не стилизованы, а максимально приближены к той эпохе. Многие артисты этого и боялись, ведь такое буквальное приближение к истории очень тяжело дается. Особенно если нужно исполнять сложную вокальную партию и нести на себе двадцать килограмм одежды.

«Репетировать было очень тяжело из-за жары. А так я вижу одни сплошные плюсы, мне очень нравится. Сейчас прохладно, и сам факт исполнения этой оперы на исторической родине сюжета, – это очень хорошо», – отмечает исполнительница партии Ольги Екатерина Щербаченко.

Сюжет для оперы 24-летний композитор позаимствовал у поэта и переводчика Льва Мэя. Согласно истории Мэя, Ольга – дочь псковского князя Токмакова. Вернее, его приемная дочь. Ее настоящий отец – сам царь Иоанн Васильевич, который, впрочем, узнает об этом, только когда приедет в Псков и взглянет в лицо этой девушке.

Есть еще одна драматическая линия: Ольга влюблена в сильного, но бедного, Михаила Тучу. То, что он сильнее всех, можно понять даже без вокальных партий, а просто наблюдая за его перемещениями по сцене.

«Расстояния очень большие. Как будто я бегаю стометровки здесь. А плюсы? Опять же открытый воздух. Не знаю, наверное, какой-то дух здесь свой», – говорит исполнитель партии Михаила Тучи, тенор Роман Муравицкий.

Однако сватают Ольгу за подлого, но богатого, боярина Никиту Матуту. Чтобы сыграть такого злодея, признается Максим Пастер, особых усилий предлагать не пришлось. Просто перед репетициями он посмотрел телевизор.

«Злодеев я уже играл, Шуйского играл. Поэтому от Шуйского далеко ходить не надо. Тот же Шуйский, только рангом пониже», – рассказывает исполнитель партии боярина Матуты Максим Пастер.

Все, что происходит на сцене и за сценой, больше похоже на гигантскую съемочную площадку. Такой здесь масштаб. Не совсем театральный, не камерный. Кроме того, жизнь вокруг вносит в ход музыкального действия свои коррективы. По сцене важно прохаживалась кошка псковского Кремля.

Эта история завершилась глубокой ночью. Грозный потеряет надежду на счастье, по воле поэта Мэя и композитора Римского-Корсакова, псковитянку Ольгу сразит шальная пуля, а великий Псков с гордой волею окончательно присоединится к Московскому княжеству.

Последняя редакция от 24.07.2010
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделитесь в сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Максимальный размер файла: 9 MB.
Вы можете загрузить изображения