Первое поселение греков из Гермонассы может уйти в Азовское море

В Краснодарском крае археологи спасают античные артефакты, найденные на побережье Азовского моря. Исследователи работают в авральном режиме – берег, на котором обнаружено древнегреческое поселение, может обрушиться, и под воду уйдут сотни ценных находок.

По найденным останкам ученые выясняют, кто жил здесь тысячелетия назад. Некоторые археологи предполагают, что на этих территориях вполне могли останавливаться печенеги. Именно их хоронили лицом на запад. Но данная версия пока что нуждается в подкреплении.

«Его хоронили прямо с согнутыми ногами, вот так, – рассказывает археолог Нина Сорокина. – А это или грунтовые воды, или движение земли его вот так повернули».

Все археологические находки отправляются для изучения в полевой лагерь. На столе — средневековая посуда, в коробках – украшения. Из предметов, найдённых на древнегреческой стоянке, особенно дорожат этой солонкой из-за надписи «мидос» на дне. Она подтверждает, что кто-то из живших здесь, мог принимать участие в тайных религиозных обрядах – орфических мистериях. Всего за последние два месяца удалось обнаружить около сотни различных артефактов. Изучив их, археологи датировали поселение IV веком до нашей эры.

«Первые греческие колонисты, которые основали Гермонассу, высадились сначала здесь, потом по каким-то причинам это место их не устроило, – говорит начальник Восточно-Боспорской археологической экспедиции Российской академии наук Николай Сударев. – И они переселились на более удобное место».

Эта часть азовского побережья постепенно уходит под воду. Так что свою деятельность археологи называют — охранно-спасательной. Сейчас они снимают верхний культурный слой земли. Впереди более глубокие раскопки.

А в Крыму продолжает разрушаться древний Херсонес (Севастополь). Уже исчезло в Черном море две апсиды двух древних христианских храмов Херсонеса. Не мэрии города, не правительствам Крыма и всей Украины никому нет дела, чтобы укрепить береговую линию от размыва. В Херсонесе все заняты только зарабатыванием гривен. Здесь даже пляж стоит 35.

Последняя редакция от 08.08.2012