Московский Пасхальный фестиваль после Владикавказа посетил Кисловодск

Поезд, на котором колесит по пасхальным маршрутам страны Мариинский оркестр, задержался. Вот, наконец, из вагона спускается маэстро, очень узнаваемый, как всегда, харизматичный и брутальный в легкой европейской небритости. Он оглядывает нарядные башенки вокзала и окружающие его лесистые горки и явно получает удовольствие. Подъезжает мэр Кисловодска Наталья Луценко с букетом белоснежных роз… Как оказалось позже, поговорили они весьма конструктивно: глава города мечтает о возрождении больших сезонов на курорте, бывшем когда-то летней столицей России, и этот импульс нашел ответную реакцию у маэстро…

А на пресс-конференции перед концертом выясняется, что последний раз в наших краях Гергиев бывал лет двадцать пять назад вместе с оркестром Армении, которым тогда руководил. И вот Ставрополье осенил своим крылом знаменитый Московский Пасхальный фестиваль. Основанный по инициативе Валерия Гергиева и мэра Москвы Юрия Лужкова и благословленный Патриархом Алексием II, он практически сразу занял значительное место в культурной жизни России. Творческий посыл маэстро и его авторитет собрали целые созвездия знаменитостей. Удачной оказалась сама идея – в фестивальных программах соединились религиозный праздник и торжественное светское мероприятие. А благотворительное, образовательное, просветительское и, впоследствии, региональное направления сделали этот музыкальный форум уникальным всероссийским явлением, получившим поддержку президента Дмитрия Медведева.

Нынешний, девятый по счету, фестиваль посвящен 65-летию Великой Победы. За 36 дней более чем в 30 городах России пройдет около 100 концертов с участием свыше 1000 музыкантов – артистов оркестров, хоров и певческих обществ из России и 12 стран мира. Симфонический оркестр Мариинского театра во главе с Гергиевым выступит в восьми городах – Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Воронеже, Краснодаре, Кисловодске, Владикавказе и Волгограде, преодолеет расстояние в восемь тысяч километров по железной дороге.

График пасхальных странствий таков, что, например, прибыв утром в Кисловодск, вечером оркестр должен был давать еще один концерт во Владикавказе. А программы выступлений не повторяются! В Кисловодске прозвучали Концерт для фортепиано с оркестром №3 Сергея Рахманинова (солировал заслуженный артист России Денис Мацуев) и первая симфония Дмитрия Шостаковича. В Москве, на старте фестиваля, прозвучала третья, в Краснодаре – четвертая, в Воронеже – шестая симфония того же композитора; седьмая, Ленинградская, прозвучит в Москве 9 Мая. В День Победы будет и праздничный концерт на Поклонной горе.

«Христос воскресе!» – горячо поприветствовал Пасхальный фестиваль в Кисловодске открывший его архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. «Воистину воскресе!» – отвечал хором зал. А когда зазвучала музыка, под сводами старинной филармонии стало тихо, как в храме. Можно было смотреть на сцену, где оркестр, повинуясь летящим рукам дирижера, творил чудо, а можно – и это было тоже захватывающим зрелищем – на людей, слушающих Музыку. К слову, в зале присутствовали немало ветеранов Великой Отечественной войны – они получили бесплатные приглашения на концерт.

«Я не люблю, когда артисты начинают разговаривать о религии, о Боге, бить себя в грудь, – сказал на пресс-конференции Валерий Гергиев. – Мне кажется, что, становясь музыкантами, мы вступаем в некое особое духовное поле, где не верить просто нельзя. Тогда тебя больше 5 секунд никто слушать не будет, потому что люди приходят на концерт, спектакль от обыденного, порой скучного, тяжелого и даже неприятного и хотят подняться на другой уровень восприятия мироздания. По-моему, мы в каком-то смысле немножко священники…». О программе фестиваля маэстро сказал: «Мы специально не старались брать что-то обязательно связанное с войной или написанное в военные годы. Естественно, появились симфонии Шостаковича. Первая симфония не только предрекла огромный успех композитору, это сочинение, связующее мир Римского-Корсакова, Лядова, молодого Стравинского, в чем-то Мусоргского и Прокофьева. Есть там солнечные и даже сказочные образы… Трагик Шостакович прошел через эту, сказочную дверь…

По поводу богатства разнообразия программ в разных городах маэстро сказал: «Совесть не позволяет играть одно и то же десять раз подряд. Оркестру, я думаю, тоже интересно». Участвовавший в пресс-конференции Денис Мацуев был скромно-лаконичен, в ответ на вопрос о секрете успеха привел любимые слова маэстро: «Пахать нужно!». «Пахота» спасла и Мариинский театр, считает Валерий Гергиев. Когда в стране в 80-е годы минувшего века начались кризисные явления, он почти в отчаянии обрушил на труппу огромное количество репетиционной работы и премьер – за месяц делали больше, чем раньше за год. «Я понимал, если сейчас не трудиться, от театра останутся рожки да ножки… А как вы думаете, работали Чайковский, Рахманинов? Или Густав Малер, бывший еще и директором Королевского оперного театра в Вене? Ему, как директору оперы, полагался отпуск. Он брал нотную бумагу, уезжал и писал. Остановиться не мог. Вот и наш оркестр тоже остановиться не может!

Рита РОСТОВА «Ставропольская Правда»

Последняя редакция от 14.04.2010
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделитесь в сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Максимальный размер файла: 9 MB.
Вы можете загрузить изображения