Строгановский дворец Петербурга вновь принимал предметы I Отечественной войны

«1812 год в произведениях искусства» – выставка, посвященная 200-летию Отечественной войны, открылась в Петербурге. В экспозиции, которая разместилась в Строгановском дворце, представлены экспонаты из собрания Русского музея.

«Не случайно мы открываем эту выставку именно в Строгановском дворце. Павел Александрович Строганов принимал участие в сражениях с французами при Бородино, Краоне и Париже. А его единственный сын Александр погиб в бою при Краоне», — пояснила на открытии выставки заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

По её словам, художники мгновенно отреагировали на военные действия. Тема сражений с Наполеоном, так или иначе, присутствовала в русском искусстве вплоть до начала XX века.

Великолепие императорского фарфора, живопись, скульптура, графика и даже мебель начала XIX века. В залах Строгановского дворца собрали более 100 экспонатов из обширной коллекции Русского музея.

Подъем патриотизма, вызванный победой, возродил в искусстве интерес к военной тематике. Изделия Императорского фарфорового завода с портретами героев сражений, мебель с изображениями древнеримских военных доспехов, канделябры с фигурами богини Славы – все это символизировало победу. Представлены на выставке и произведения живописи. Один из ярчайших экспонатов — знаменитый «Портрет гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова» кисти Ореста Кипренского. «Портрет был создан ещё в 1809 году, — напомнила Соломатина, — и очень долгое время считалось, что на нем изображен Денис Давыдов, знаменитый поэт-партизан, двоюродный брат изображенного на портрете Давыдова. Так или иначе, но портрет стал своеобразным эталоном образа героя войны 1812 года и образцом для подражания в жанре военных портретов того времени».

Другая картина, которая также приобрела невиданную известность в то время, — это «Благословение ополченца 1812 года» кисти Ивана Лучанинова. Сам автор и его современники не раз копировали этот сюжет в силу исторической актуальности, его повторяли в литографии и на фарфоре, даже выткали шпалеру в размер оригинала.

Особое место в экспозиции отведено политическим карикатурам Ивана Теребенёва и Алексея Венецианова. Оригинальность и выразительность рисунков позволяют говорить о русской сатирической графике эпохи войны 1812 года как о самобытном художественном явлении. Юмористический акцент выставки – это так называемые антинаполеоновские листы. В этом зале представлено 12 из 200 выпущенных гравюр. Такие сатирические картинки ни дня не залеживались в книжных лавках. Покупать их готовы были даже бедняки.

Из уникальных экспонатов можно выделить рисунки из альбома Джона Томаса Джеймса – английского путешественника.

«Джон Томас Джеймс посетил Россию в 1813 – 1814 годах и, по существу, проехал путем отступления наполеоновской армии. Он оставил уникальные зарисовки – например, разрушенной Москвы и разрушенного Смоленска, удивительный, проникновенный лист «Бородинское поле»», – пояснила сотрудница Русского музея Наталья Саломатина.

Особое внимание – нумизматической части экспозиции. Один из самых громких случаев масштабного фальшивомонетничества в России связан с именем Бонапарта. Французы производили и распространяли во время войны поддельные ассигнации. Но великолепно выполненные копии можно распознать по орфографической ошибке.

«Банкнота, которая расположена справа, там допущена ошибка, которая позволила выявить фальшивку», — объясняет Наталья Соломатина. — «холячею» вместо «ходячею».

Изделия из фарфора и стекла с портретами героев сражений, выполненные на Императорском фарфоровом заводе и частных фабриках, свидетельствуют, что тема общенародной борьбы и победы над Наполеоном пронизывала все виды и жанры изобразительного искусства во время войны 1812 года и в течение многих лет после ее завершения.

Елена Иванова, заведующая отделом прикладного искусства Русского музея: «Это искусство, оно мажорное. Оно как бы выражало надежду, веру в победу. Это выражалось и в сверкании этих хрустальных бокалов, и в золоте орнаментов фарфора». Хрустальные бокалы и стопы Императорского фарфорового завода с портретами Александра I; М. И. Кутузова и других героев войны; фарфоровая ваза с фигурами казака и гренадера в стиле высокого классицизма первой четверти XIX века; бокал с портретами Александра I и Елизаветы Алексеевны; чашка с крышкой, украшенная портретом графа Орлова-Денисова; канделябры с богиней войны Никой» мебель, в декор которой введены мотивы войны — все это можно увидеть на экспозиции.

Принцесса Баден-Дурлахская Луиза-Мария-Августа Баденская (нем. Louise Marie Auguste von Baden в православии Елизавета Алексеевна (на фото) несчастная жена Александра I на своем бокале с вензелем повелела написать «Я руская и с рускими погибну 1812 г.». Именно так в обоих случаях с одной «с». Гордая надпись, не каждый правитель современной Руси это сможет даже повторить… С началом военных действий 1812 г. императрица совершенно отказалась от внешних почестей и блеска, полностью отдавшись благотворительной деятельности. С того же времени она, несмотря на настояния своего супруга, отказывалась брать миллион рублей, положенный императрицам ежегодно, который получают императрицы, и довольствовалась 200 тысячами. Но и из этих денег она на туалет и для себя собственно оставляла только 15000 рублей в год, все же остальное употребляла на пособия нуждающимся. В эту эпоху, под ее покровительством и при деятельном ее участии, возникло женское патриотическое общество.

«При помощи этих вещей интерьеру предавалась символика победы. Людям того поколения было важно, чтобы она окружала их в быту», — пояснила заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Русского музея Елена Иванова.

Последняя редакция от 12.07.2012
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделитесь в сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 9 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены.