Пушкинский мемориал Смирновых-Россет находится в Грузии вне юридического поля

О Доме Смирновых – «чуде на улице Галактиона» — сказано и написано много. Им восхищались В. Лакшин, Г. Корнилова, А. Битов: «Найти в Закавказье музей Смирновых-Россет – это чудо. В этих стенах, вещах, в самом воздухе дыхание Пушкина, Гоголя. И чувствовать это, думать об этом – поразительное открытие для души каждого из нас. Поколения Смирновых, сохранившие то, что мы увидели, совершили подвиг для русской культуры, для понимания ее сердечной, неразрывной связи с Грузией. Мгновение – вечно».

Здесь побывал директор музея-усадьбы Толстого, праправнук писателя Владимир Толстой, оставивший такую запись в книге отзывов: «Глубоко потрясен увиденным и услышанным в стенах этого дома, сохраненного ангелом-хранителем, провидением, а главное – удивительными людьми. Их судьбы теперь останутся в памяти и будут всегда вспоминаться с радостным чувством гордости, благодарности и тепла». В Международный день музеев в Министерстве культуры, охраны памятников и спорта Грузии состоялась презентация уникального издания – альбома «Дом Смирновых – в дар Грузии». В нем впервые столь полно предстали уникальные экспонаты музея, признанного одним из ценнейших памятников русской культуры эпохи Пушкина и Гоголя за пределами России. Ведь только в стенах дома № 20 по улице Галактиона сохранились личные вещи, портреты фрейлины императорского двора, хозяйки блестящего петербургского литературного салона, мемуаристки А. О. Смирновой-Россет, обстановка и убранство салона. Воспетая Пушкиным, Лермонтовым, Жуковским и многими другими, она стала прототипом ряда героинь русской прозы. Ей адресованы письма из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, дружба (а по свидетельству современников чувство более сильное) связывала их с лета 1831 года до последних дней писателя.

— Спустя двадцать четыре года после смерти последних представителей Дома Смирновых – Михаила Георгиевича Смирнова и его матери Евгении Владимировны Смирновой выходит в свет альбом, посвященный семейному собранию, переданному в дар Грузии, — сказал во время презентации альбома один из его авторов Александр Сватиков, главный редактор журнала «Русский клуб», посвятивший много лет Пушкинскому мемориалу – Дому Смирновых-Россет. – Этот альбом – плод двухлетней работы группы сотрудников Национального центра исследования истории грузинского искусства и охраны памятников им. Г. Чубинашвили, Министерства культуры, охраны памятников и спорта Грузии и международного культурно-просветительского союза «Русский клуб».

При финансовой поддержке министерства культуры была проведена паспортизация части экспонатов, на втором этапе создана электронная версия альбома. А потом «Русский клуб» при поддержке благотворительного фонда «Карту» осуществил издание альбома тиражом в 800 экземпляров. Книга зажила своей жизнью. Она уже в коллекциях нескольких специалистов-искусствоведов в Москве, Петербурге, Ереване, с ней успела познакомиться грузинская общественность. Издание вызвало живой интерес и заслужило очень высокую оценку.

Даже приходится слышать, что ни у одного музея в Грузии нет такого замечательного издания, как наш альбом. Но мне вдвойне приятно, что с первой до последней строчки текст альбома писался в Грузии, что именно Грузия финансировала издание, отпечатанное в тбилисской типографии «Сезан». Такого качественного издания у них еще не было – в типографии «Сезан» положили альбом на полку и в качестве образца полиграфической продукции демонстрируют потенциальным заказчикам. Авторы издания – сотрудники центра имени Г. Чубинашвили Мариам Гачечиладзе, Тамар Белашвили, а также Александр Сватиков. Дизайн осуществил Давид Элбакидзе- Мачавариани. Автор всех фотографий – Александр Сватиков.

На презентации, собравшей лучших представителей интеллигенции Грузии, выступили: директор Центра имени Г. Чубинашвили Мариам Дидебулидзе, главный специалист Министерства культуры Инга Караиа – она всегда поддерживала и продолжает поддерживать Дом Смирновых; театровед Михаил Гижимкрели, назвавший издание альбома «фактом русско-грузинских культурных взаимоотношений»; главный редактор «Литературной Грузии» Заза Абзианидзе Со своими стихами выступил поэт Владимир Саришвили.

Под занавес презентации Александр Сватиков предложил собравшимся зажечь свечи в память Смирновых, подаривших Грузии свое удивительное собрание. Презентация альбома стала настоящим праздником для культурной элиты Грузии. Однако не стоит закрывать глаза и на существующие проблемы. Несмотря на то, что прошло уже двадцать четыре года с того дня, как ушли из жизни последние Смирновы, у музея нет никакого статуса.

— Уже четвертый год Пушкинский мемориал Смирновых-Россет находится вне юридического поля, — рассказал Александр Сватиков. — Музей оказался в очень сложном юридическом и материальном положении. Отсутствие штата, целевого финансирования музейной деятельности создает предпосылки для уничтожения мемориала. В марте прошлого года группа деятелей русской культуры, в числе которых были Андрей Битов, Белла Ахмадуллина, Владимир Енишерлов, Юрий Рост, обратились к президенту Грузии Михаилу Саакашвили с просьбой решить проблемы Дома Смирновых.

По горячим следам тогдашний министр культуры Нико Вачеишвили отдал приказ о присвоении мемориалу статуса юридического лица общественного права, что позволило бы создать государственный музей, однако до сегодняшнего дня этот приказ так и остался нереализованным. Надеюсь, наш новый министр Николоз Руруа сумеет не только принять соответствующее решение, но и впервые воплотить в жизнь последнюю волю Смирновых – она заключалась в том, чтобы семейное собрание и дом представляли единый мемориальный комплекс. Хочется отметить особую роль Александра Сватикова – это подлинно душа Пушкинского мемориала. Много лет назад он попал в Дом Смирновых случайно, но остался в нем надолго.

Его рассказы об этом доме, уникальном наследии Смирновых можно слушать бесконечно. Во многом благодаря усилиям Александра Ярославовича, его преданному служению Культуре Пушкинский мемориал существует. Михаил Георгиевич Смирнов некогда отказался от услуг его предшественника и подыскивал человека с филологическим образованием, с определенными нравственными качествами. После жесткого конкурса Смирнов остановил свой выбор на Александре, почувствов в нем человека, необходимого Дому Смирновых… И не ошибся… Когда Михаил Георгиевич умирал, единственным словом, которое он сказал Сватикову, было: «Спасибо!» — Пушкинский мемориал нужно рассматривать в контексте русско-грузинского культурного диалога 70-80 годов, — считает А. Сватиков. — Гости Грузии – писатели, актеры, поэты, философы, бесконечно разнообразная аудитория – так или иначе оказывались в Доме Смирновых, музей посещали школьники и студенты, ученые и педагоги, сюда приходили письма со всего Советского Союза и из Зарубежья. Благодаря высокой репутации Михаила Георгиевича, в Дом Смирновых привозили замечательные экспозиции под честное слово хозяина. Выставки проходили в год по нескольку раз.

Вспоминаю незабываемые дни 1983 года, когда при поддержке Всесоюзного Пушкинского музея в Доме Смирновых торжественно открылась первая экспозиция. Среди приглашенных был и Серго Параджанов. На улице Галактиона он расстелил ковры, которые потом были сняты в фильме «Ашик-Кериб», и посыпал их лепестками белых роз – по коврам прошли участники торжественного открытия Дома литературных взаимосвязей – Пушкинского мемориала. Российскую делегацию возглавил Владимир Солоухин, грузинскую – Нодар Думбадзе. Хочется надеяться, что когда Дом получит юридический статус, мы пригласим наших друзей со всех концов земного шара на открытие. Наши друзья сегодня действительно раскиданы по всему земному шару. Будем надеяться на лучшее.

Инна Безирганова, Соотечестевнники. Русь единая.ru

Последняя редакция от 16.11.2009
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделитесь в сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Максимальный размер файла: 9 MB.
Вы можете загрузить изображения