Выставка «Искусство Поморья XVIII-XIX веков» открылась у «Андрея Рублева»

От древнейших творений поморской иконописи до уникальных памятников старообрядческой книжной культуры. В музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Искусство Поморья XVIII-XIX веков». В этом обширном северном регионе проживали старообрядцы-поморцы, и уже в XVIII столетии там сформировалась своеобразная художественная традиция. Около 70 икон, включенных в экспозицию, а также кресты, складни, списки Евангелия, певческие рукописи характеризуют ее особенности.

История становления поморского старообрядческого искусства началась в XVII веке – во время церковного раскола, когда Патриарх Никон, в частности, ввел в церковное богослужение новые обряды. Никонианские реформы привели к жестоким гонениям на приверженцев прежних форм обрядности, которые именно с тех пор стали называться старообрядцами.

«Никоновское искусство – это искусство, устремленное вперед, к Западу, скорее всего. Что и случилось. Это не в петровскую эпоху, чуть раньше пошел интерес к пространству, к такому игровому движению, видовому и прочее. А старообрядчество, если угодно, было «культурой утонувшей». Есть такое понятие. Если угодно, «вещью в себе»», — говорит директор музея древнерусской культуры и искусства им. Рублева Геннадий Попов.

Еще до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Тенденция к «живоподобию» ликов, близкая католической культуре, была неприемлема для старообрядцев. Так же, как и двоеперстие, они отстаивали и сохраняли прежние каноны иконописи.

«История старообрядчества, история духовности, история, которая идет от Святой Руси – она во многом связана с Выгом, с той Выгорецией, с той областью северной, где старообрядцы гонимые сохраняли культуру, духовность, иконопись, пение и все, что составляло, действительно, Русь православную, Русь Святую», — рассказывает Митрополит Корнелий.

Многие уникальные памятники поморской иконописи экспонируется впервые. Наиболее масштабная из них – икона «Неопалимой Купины». Богоматерь – как защитница от пожаров. Преподобный Максим Грек, который не одобрил развод и повторный брак Великого Князя Василия третьего, за что был выслан. Старообрядцы стали первыми почитать его как святого, пострадавшего от светских властей. «Минея – Четья» – книга жития святых. Старообрядцы использовали ее для домашнего чтения. В царствование Николая Первого Выгодская пустынь была разрушена до основания. Однако иконописная традиция не прервалась.

«У поморских художников на Выгу учились многие старообрядческие иконописцы, которые специально для этого туда прибывали, — объясняет куратор выставки Наталья Комашко.

Искусство поморских старообрядцев живо по сей день. Для староверов подобная выставка в Светлую седмицу – знаменательное событие, несущее радость от соприкосновения с высоким духовным искусством.

Последняя редакция от 03.05.2011
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделитесь в сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 9 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда