День Наурской казачки отмечается Терскими казаками почти 240 лет и в народе называется «бабьим праздником»

В ст. Наурской прошел традиционный для этих мест праздник — День казачки, которому уже не одна сотня лет. В тот год, когда Терцы ушли в поход по приказу Царя, на обезлюдившие станицы решили совершить набег джигиты… 11 (24) июня 1774 года полчище крымских татар, при участии кабардинцев и ингушей, напали на станицу Наурскую. Совершили, но отведали там на редутах и крутинах … «наурского борща», которым их щедро угостили местные казачки и дети под командой стариков-терцев, организовавших героическую оборону.

Шесть дней неприятель наступал на станицу то с той, то с другой стороны, но безуспешно: героические, проникнутые воинственною гордостью своих мужей, ободренные успехом и частыми отступлениями врагов, энергично и с большим уроном для неприятеля отражали нападения казачки. Наконец «калганцы» (войско крымского наместника), прикрывшись деревянными щитами, со всею азиатскою решимостью бросились на станицу. Страшная рукопашная схватка произошла между женщинами и калганцами, но и тут казачки постояли за себя: они блистательно отразили атаку. Потерпев опять неудачу, незадачливое воинство неожиданно для «бабьего войска» удалилось за Кубань.

Долго потом на рынках и ярмарках смеялись казаки, если видели обваренные лица у местных жителей, ехидно интересовались: не отведал ли храбрый джигит «наурского борща»?

И в этом году в станицу собрались казаки со всего Терека и ныне базового Ставропольского округа, были представители посольских станиц Дона и Кубани, а также общественных и родовых казаков. Строем прошли по станице.

Казаки и казачки приехали нарядными. Уместные для такого славного праздника синие бешметы, белые блузы и длинные казачьи платья и юбки. Отслужили молебен, воздали хвалу славным казачкам. Затем выехали на Терек. Было угощение, чихирь, песни танцы, фланкировка шашками. Все как встарь… Стол, правда, у нового окружного Атамана Дупенко был победнее, чем у Черкашина.

Были и нововведения. Новый Войсковой атаман ТВКО Александр Журавский решил возродить советские армейские традиции: построил казаков и строем (?!), организовано под команду «Шагом марш» отправил Терцев за праздничный стол, после чего оставил в строю тех, кто был в бешметах и сделал им замечание за нарушение формы одежды. «Чтоб я этого больше не видел», — потребовал новоизбранный батька.

Теперь традиционный казачий бешмет в реестровом Терском Войске, судя по всему, объявлен «вне закона». Видимо, казакам осталось состричь казачьи чубы под солдатский ноль и будет наше казачество соответствовать тому облику, каким его видит новый атаман, офицер на Кавказе в четвертом поколении.

Но обычаи Терцев описаны очень точно и соблюдаются свято, в том залог передачи традиций: Терец не может прийти на свой праздник без бешмета, как и без папахи. Посовещавшись, Терцы решили подарить потомственному офицеру на Кавказе, ставшему волею судьбы фактически Наказным атаманом Войска, повесть Льва Толстого «Казаки», где одеждой для праздника назван именно бешмет, чтобы не позорил наказной батька своего полпреда в СКФО.