Система управления качеством ISO9001 в России еще не стала нормой

Кратко о главном, или Если вы не управляете качеством…

Серия стандартов ISO 9000 (в России их также принято называть ИСО) — это общепринятые в мире стандарты управления качеством в организациях и предприятиях, независимо от специализации. Первые стандарты этого класса были разработаны на основе норм и требований, действовавших в британском ВПК. Затем, в конце восьмидесятых годов прошлого века был подготовлен стандарт, принятый Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization).

В России с первого января 2013 года действует межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования». Прежняя, очень распространенная версия стандарта ISO 9001:2008 прекращает действие. Но особо отмечается, что «содержание ГОСТ ISO 9001-2011 полностью идентично содержанию ГОСТ Р ИСО 9001-2008» (см., например, статью ГОСТ Р ИСО 9001 в Википедии).

Кратко говоря, международный стандарт качества позволяет в любой компании создать собственную уникальную систему управления качеством (СМК), обеспечивающую соответствие самым высоким требованиям со стороны потребителей, контрагентов или государства. Ответ на вопрос «Какими преимуществами перед конкурентами обладает компания с сертифицированной системой менеджмента?» сводится к следующим очевидным аргументам:

  • наличие системы менеджмента качества – важное свидетельство надежности компании;
  • добровольная сертификация — признанный знак безопасности для потребителя;
  • наличие сертификата — обязательное требование для участия в крупных тендерах, конкурсах на заключение контрактов, получение лицензии в некоторых видах деятельности, а также получения долгосрочных кредитов;
  • СМК, в среднем, повышает капитализацию предприятия на 7-12%, в том числе за счет более быстрого выхода на IPO;
  • внедрение системы управления качеством — обязательное требование для вхождения компании в некоторые СРО.

Личные впечатления, или Куда бедному менеджменту податься

Когда я в начале девяностых годов работал в небольшой научно-производственной компании, мы тоже очень серьезно изучали возможность получения сертификата соответствия стандартам качества серии ISO9000. Тогда только была выпущена вторая версия международного стандарта; в России такой сертификат получили лишь единицы самых крупных компаний, и это считалось очень важным знаком продвинутости бизнеса, его ориентированности на самые высокие стандарты качества мирового уровня. А поскольку мы работали в сфере импортозамещения высоких технологий, такие ориентиры были обязательны. В полном объеме работу тогда провести не удалось из-за недостатка собственных средств у нашего малого предприятия. Но для меня эта работа стала хорошим опытом, и я не перестаю с интересом отслеживать тенденции в этой сфере, вылавливая взглядом любые позитивные упоминания заветной формулы качества ISO 9001 или ИСО 9001.

Актуальное состояние, или Кризис и качество — две вещи несовместные?

В России к управлению качеством всегда предъявлялись высокие требования, закрепленные системой государственной стандартизацией качества еще со времен СССР. И в новое время Россия также стремилась следовать общемировым тенденциям, оперативно принимая национальные стандарты, соответствующие международным требованиям. Периодически в новостях проходит информация о внедрении СМК на том или ином предприятии (причем, не только в промышленности, но даже в таких неожиданных сферах, как… искусство или кино!). Но в целом, эта практика пока не стала нормой на российском рынке. Индикатором этого является весьма слабый информационный фон на тему стандартизации качества. Беглый поиск Яндексом по запросу «ISO 9001» дал такие результаты в новостном разделе:

  • Россия — 238 материалов;
  • Украина — 120 новостей;
  • Москва — 41 новость…

Причем, самые свежие публикации по этой теме в новостных сюжетах датируются 2013 годом, а большинство — и того раньше.

Похоже, кризис усугубил и без того неблагоприятную ситуацию в сфере внедрения систем менеджмента качеством. Большинство руководителей не считают эти затраты первоочередными, надеясь использовать более простые конкурентные преимущества. Но как бы ни парадоксально это ни звучало, такая ситуация, одновременно, повышает ценность внедрения СМК для стратегически ориентированных компаний: ведь кризис не будет длиться вечно, а вложения в качество непременно дадут результат.